Как юзабилисту найти общий язык с дизайнером?

В предыдущей заметке Юзабилити и Эстетика я написал о том, что юзабилити-специалист должен владеть, хотя бы на теоретическом уровне, языком дизайна. Почему? Потому что эстетика сегодня пользуется большим спросом. Конкурентоспособная программа должна быть не только полезной и удобной, но и эстетичной, стильной, красивой. Чтобы спроектировать интерфейс такой программы, необходимо знать язык дизайна. Кроме этого, овладев этим языком, юзабилист больше не будет вступать в беспредметные споры с дизайнером.

Читайте в этой заметке о том, как можно избежать конфликтов, которые иногда возникают между юзабилистом и дизайнером.

Эстетика вещей
Потребность в эстетике одна из основных потребностей современного человека. Общество потребления, которое уже сформировалось на Западе и которое недавно начало зарождаться в России (но бурными темпами), способствует увеличению роли эстетики и красоты в нашей жизни.

Например, у меня есть телефон (Nokia 3111), меня он вполне устраивает: я могу позвонить/принять звонок и послать/принять SMS. Но вот на позапрошлой неделе Apple выпустил iPhone и я…захотел его – он стильный, красивый, функциональный. Мы предпочитаем покупать новые вещи, вместо того, чтобы пользоваться старыми, даже если последние имеют все необходимые нам функции.

Эстетика программ
Пользователь компьютера – член общества и его потребность в красивых и эстетичных вещах переносится и на программы, с которыми он работает. В Microsoft хорошо это чувствуют и поэтому продолжают выпускать новые версии ОС Windows, в которых основным новшеством обычно является дизайн, обложка, форма, а не функциональность. Однако, в конце прошлого года Microsoft приятно удивила весь мир открытием дизайн-центра. Microsoft, ни много ни мало, собирается “changing culture”, то есть изменить культуру пользователя, его опыт, который складывается из многих факторов: полезности (функциональности) и удобства (юзабилити) программы, ее эстетичности, привлекательности. Кстати, на Западе уже давно говорят о “user experience”, опыте пользователя, ведь это понятие шире, полнее и точнее, нежели слово “юзабилити” отражает суть взаимодействия человека и компьютера. И в центре этого подхода – пользователь, а не программа (вспомните определение юзабилити – это качество программы…).

Эстетика vs. логика
Как организован UCD (user centered design, дизайн, ориентированный на пользователя) процесс создания удобного интерфейса? Сначала юзабилист (аналитик) опрашивает пользователей будущей программы, узнает их потребности, их задачи, которые нужно и можно автоматизировать. После этого проектировщик взаимодействия создает прототип, на котором схематично изображает будущий интерфейс (на основе требований к интерфейсу, собранных аналитиком). Далее юзабилист пишет спецификацию (ТЗ) на интерфейс и вручает ее дизайнеру, который “одевает” прототип: создает графическую идею и композицию, подбирает цветовое решение. И вот после того, как дизайнер заканчивает свою работу и представляет ее на обозрение коллегам, юзабилист обычно оказывается в положении “ребенка, который нифига не понимает в великом творческом замысле дизайнера”, а дизайнер соответственно предстает в глазах юзабилиста “ребенком, который нифига не понимает в психологии пользователя”. Вот такой вот конфликт, причины которого кроются в разных картах реальности: у одного на карте нарисован “удобный” домик, а у другого “красивый” замок :)

На мой взгляд, конструктивный выход из сложившегося конфликта вполне возможен в том случае, если юзабилист освоит язык дизайна и добавит таким образом на свою карту “красивый” замок.

Язык дизайна
Почему юзабилисту нужно учить язык дизайна?

  1. Чтобы говорить с дизайнером на одном языке и таким образом избегать конфликтов
  2. Чтобы создавать конкурентоспособные интерфейсы на злобу дня: общество требует красивых и стильных вещей (и программ с веб-сайтами)
  3. Чтобы формировать позитивный опыт у пользователя, удовлетворяя одну из основных поребностей человека в красоте, эстетике и гармонии

Начинать изучение языка дизайна, на мой взгляд, лучше всего с дизайнерских работ, которые имеют ярко выраженную эстетику и пользуются признанием у экспертов (художников, дизайнеров, исскуствоведов). Это позволит прочувствовать эстетику, так же как success stories дают прочувствовать заказчикам эффективность юзабилити :)

Очень кстати на днях ко мне в руки попала замечательная книга “Дизайн и время” (Лакшми Бхаскаран), посвященная основным стилям и направлениям в искусстве XX-го века. В этой книжке подробно описаны все стили прошедшего века. Каждый стиль сопровождается подробным описанием его основных характеристик, что дает возможность неискушенным в дизайне людям (например, мне) различать эти стили между собой и находить их в окружающем мире. Кроме того, каждый стиль богато проиллюстрирован работами всемирно известных дизайнеров и архитекторов. В общем книга – просто блеск, ее просто приятно держать в руках :)

В принципе на этом можно было бы и поставить точку. Но если честно, так хочется, чтобы блог Guicci был стильным не только по форме, но и по содержанию… Поэтому я решил слегка наполнить его стильным контентом :)

Дверные ручки, краны… стулья!
В последнее время многие юзабилисты просто-таки свихнулись: все стали писать про юзабилити дверных ручек и кранов (например, здесь или здесь или вот тут) :))) Наверное это массовое заражение светлых умов произошло по вине одного из гуру юзабилити Дона Нормана, чью книжку “Дизайн повседневных вещей” недавно перевели на русский язык. Именно поэтому из всего многообразия предметов, чьи фотографии приводятся в книге “Дизайн и время”, я выбрал стулья. Заодно немного отвлечемся от ручек да краников, против которых я, конечно, ничего не имею :)

Итак, в ближайшее время выйдет заметка про первый стиль, коим у нас будет…щаз посмотрю… ага – Движение “Искусств и ремесел”.

Если вам нетерпиться посмотреть эти стулья все сразу, они здесь :) Правда вы не узнаете какой стул к какому стилю относиться :)

Текст: Александр Сергеев, HumanoIT Group

  • bobrdobr
  • memori
  • del.icio.us
  • Digg
 Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

О статье




Самые популярные статьи
[?]




Реклама



Стоит также почитать



Контактная информация



Заказ