Каптология – компьютер манипулирует сознанием пользователя

Я хочу продолжить тему психологии убеждения, которуя поднял в заметке Высший пилотаж или психология убеждения. На этот раз я расскажу про новую дисциплину, которая по-иностранному называется каптология (captology = computer as persuasive technology, компьютер как средство убеждения).

Каптология
Наверное многие из вас уже видели 10 рекомендаций о том, как поднять доверие посетителей к веб-сайту (если нет, то оригинал на английском лежит здесь). Исследования, на которых основаны эти рекомендации, проводила Стэнфордская лаборатория технологий психологического влияния (Stanford Persuasive Technology Lab) или, другими словами, лаборатория каптологии.

Фокусом лаборатории являются компьютерные технологии и их возможности по влиянию на людей. Более точное представление дает эта иллюстрация:

captology-venn-diagram1.gif

Под влиянием, как и в классической психологии убеждения, здесь понимается: изменения мотивации, изменение установок, изменение поведения, уступчивость (”ученый, сверстник Галлилея был Галлилея не глупее, он знал, что вертится Земля, но у него была семья”).

В качестве средств влияния в каптологии ученые рассматривают практически все, что имеет процессор, средства ввода/вывода информации и GUI (от PDA до банкоматов и справочных киосков, и от веб-сайтов до виртуальной реальности).

Например, в 2002 году лаборатория каптологии провела исследование на тему доверия посетителей к веб-сайту и по результатам были составлены рекомендации, о которых я писал в начале заметки.

Более подробно про каптологию вы можете узнать на сайте лаборатории каптологии.

Captology TV
Очень познавательный ресурс по теме каптологии в вебе – Captology TV. На нем вы можете найти множество реальных примеров использования каптологии в вебе.

Например, на этом видео показано как можно стимулировать авторов обзоров (которые пишут рецензии на рестораны на сайте http://www.yelp.com), чтобы они писали больше и лучше:

Вот лишь несколько видео-заметок на тему каптологии, которые есть на этом сайте:

  • Google Docs (сервис по коллективной работе с текстовыми документами): вовлечение пользователей в Google Docs. Читать далее >>
  • Linked In (социальная сеть): использование поощрения для управления поведением пользователя. Читать далее >>
  • Simply Hired (веб 2.0 система поиска по вакансиям, собранным с других сайтов): как ссылки на первоисточники информации могут поднять уровень доверия посетителей к сайту. Читать далее >>

Этот ресурс постоянно пополняется новыми видео-заметками, на которых в действии можно увидеть как работает каптология или психология убеждения при помощи компьютерных технологий.

Ссылки
Ссылки по теме:

  • Стэнфордская лаборатория каптологии
  • Доверие в Вебе (проект лаборатории каптологии)
  • 10 рекомендаций о том, как поднять доверие посетителей к сайту
  • Книга Технологии убеждения (как компьютер может менять наши установки и поведение), автор – основатель и евангелист каптологии, доктор психологических наук B.G. Fogg.
  • Captology TV – примеры использования каптологии на деле

Текст: Александр Сергеев

  • bobrdobr
  • memori
  • del.icio.us
  • Digg
 Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

О статье




Самые популярные статьи
[?]




Реклама



Стоит также почитать



Контактная информация



Заказ