Рынок юзабилити: итоги 2006 года

Эти итоги я опубликовал как комментарий к заметке Алексея Копылова. Но почему-то дискуссии не получилось – только один коментарий :( Поэтому я решил опубликовать мое дополнение к статье Алексея в этом блоге, в надежде на плодотворную беседу :)

Итак, вот какие события ушедшего 2006 года я взял с собой в 2007-й с пометкой “важно”:

1) Почти 300% рост популярности юзабилити
Согласно статистике запросов Yandex в январе “юзабилити” (и фразы) искали 491 раз, а в декабре уже 1445.

2) Рынок юзабилити-услуг в России начал постепенно разделяться на две области: одни специалисты занимаются критикой, а другие конструированием. Одни неаргументированно критикуют (”пЕняться”) дизайн веб-сайтов и приложений, а другие анализируют пользователей и задачи и проектируют _полезные_ и _удобные_ интерфейсы. Правда последние иногда вынуждены заниматься критикой, но аргументированной, чтобы продемонстрировать заказчику низкое юзабилити его продукта.

3) Сближение веб-юзабилити и SEO
Я очень часто наблюдаю вопросы владельцев сайтов да и самих SEO-специалистов на всевозможных seo-форумах: “траффик большой, пользователи релевантные, но, блин, не покупают/не регаются/не звонят. В чем проблема? Оцените плиз юзабилити”. Этот часть рынка юзабилити лишь немного занята, да и то “пеной”.
На мой взгляд, интерес к юзабилити намного быстрее распространяется в Интернет, нежели среди десктопных приложений. Думаю, что отчасти это связано с web2.0-взрывом и ростом популярности услуг по продвижению сайтов в поисковых системах (слово “seo” (и фразы) искали на яндкесе 3640 в январе и 10324 в декабре), те же 300%, что и в случае с “юзабилити”).

4) С выходом на сцену психологов и инженерных психологов в 2006 начался длительный этап расширения понятия “юзабилити” до “user experience”.
Последняя статья 2006-го года Димы Павлова “Мифы о юзабилити” спровоцировала бурную дискуссию на тему: человек vs. персонаж. Юзабилити это не только выяснение целей и задач пользователя, но и его мотивов, потребностей, способностей, установок, личностных особенностей. Человек – шире, чем “персонаж”, это не только субъект деятельности со своими целями (как у Купера), но и индивидуальность. Первая новинка от Apple iPhone в этом году довольно хорошо иллюстрирует мою мысль: помимо удобного (не видел, но почти на 100% уверен) интерфейса, этот телефон дарит и эстетическое наслаждение и чувство уникальности (от обладания столь кульной вещи).

Но что позволено Юпитеру, не позволено быку. Поэтому юзабилити в России на ближайшее будущее – это в первую очередь создание а) полезных, б) удобных _персонажу_ интерфейсов. Делать Мерседесы и АйФоны мы будем тогда, когда каждый второй пользователь будет иметь только позитивный опыт работы с компьютером.

Должно пройти еще несколько поколений, прежде чем появяться программисты, которые не знают, что такое Turbo Vision, Object Window Library, которые никогда не видели редактор ресурсов в VS 6 или в VS 2003, которые не создавали визуальных ActiveX контролов при помощи ATL/WTL и COM/DCOM.

5) Юзабилити наконец-таки получил поддержку Microsoft
Во-первых, это Microsoft Expression Studio – окнончательное отделение интерфейса от бизнес-логики.
Во-вторых, как уже написал Алексей, – появление Microsoft Design Center (http://microsoft.com/design/).
Наверное по значимости это самые важные события для юзабилистов и программистов.
Да, я кстати очень надеюсь, что по MS сделают нормальную, юзабельную IDE для программистов (вы посмотрите на VS6 или на 2003 с точки зрения юзабилити…). Программист – тоже пользователь и у него очень бэд экспириенс!

6) Начало активного использования большого числа удобных и полезных веб-приложений
GMail, Google map, Flickr, Linkedin, del.icio.us и других. Это позволяет пользователям наконец-то увидеть юзабилити, пусть они даже не знают что такое “юзабилити”, главное – это формирование у них положительного опыта использования компьютера.

7) Появление openid
Openid – децентрализованная система авторизации/аутентификации. См. мою заметку об этой технологии.

8) Начало проекта SUP с участием Антона Носика
Алексей написал про слабенькое юзабилити у ЖЖ и я с ним согласен. Но буквально сегодня (то есть 12-го января) я узнал про SUP, они как раз и собираются адаптировать LiveJournal под российскую аудиторию (перевод, улучшение юзабилити и т.д.), которая значительно отличается от Западной (у них там 18-летние, у нас – писатели, политтехнологи, на подходе политики).

9) Появление нового вида юзабилити-инструментов автоматического тестирования
CrazyEgg, ClickDensity – инструменты для анализа кликов серферов. Просто супер-штука: 1) визуально видно куда люди кликают на странице, 2) элементарно встраивается (нужно прописать 2 строчки в html-коде веб-страницы).

Эти инструменты теоритически годятся и для количественного тестирования AJAX-приложений. Я сам еще не проверял (у меня пока нету доступа к AJAX-приложению. Может у вас есть?) Но ведь как работает эта штука: определяет источник клика и его координаты и потом в отчете помечает это место точкой. Больше точек – ярче цвет, получается эдакий heat map. Поэтому отследить куда в окошке AJAX приложения клацал человек – теоритически можно.

10) “Дизайн повседневных вещей” Нормана перевели на русский язык :)

Интересно будет услышать ваше мнение: что важного на ваш взгляд произошло в 2006 году?

Текст: Александр Сергеев, HumanoIT Group

  • bobrdobr
  • memori
  • del.icio.us
  • Digg
 Понравилась заметка? Подписывайся на обновления блога!

О статье




Самые популярные статьи
[?]




Реклама



Стоит также почитать



Контактная информация



Заказ