Святая троица: маркетолог, SEO-специалист и юзабилист
You cannot manage what you don’t measure
Определение
Конверсия – совершение посетителем преодпределенного вами действия на веб-сайте (подписка на рассылку, заказ товара, просмотр страницы с контактами).
Релевантный посетитель – тот посетитель, который заинтересован в тематике вашего веб-сайта. См. подробнее о релевантном посетителе в статье Google Analytics.Часть 1: Откровение для SEO-специалиста.
Магическая формула
Вот магическая формула, которая объединяет всех трех специалистов (маркетолога, SEO-специалиста и юзабилити-специалиста) в одну команду с общей целью:
- Уровень релевантных посетителей = кол-во релевантных посетителей / кол-во посетителей сайта (%)
- Уровень конверсии = кол-во конверсий / кол-во посетителей сайта (%)
- Стоимость одного посещения = сумма, потраченная на рекламу сайта / кол-во посетителей сайта (руб.)
- Стоимость конверсии = сумма, потраченная на рекламу сайта / число конверсий (руб.)
- Бизнес-цель = число конверсий, необходимых для получения заданной прибыли
Задача маркетолога и SEO-специалиста – уменьшить стоимость одного посещения, при этом увеличив уровень релевантных посетителей, а задача юзабилиста – увеличить число конверсий. Общая бизнес-цель – повысить прибыль веб-сайта.
Число конверсий напрямую зависит от удобства веб-сайта, то есть от юзабилити как качества ПО. Также число конверсий может увеличиваться с ростом числа релевантных посетителей.
Резюме
Очень надеюсь, что эта заметка поможет владельцам веб-сайтов разобраться со сферами компетенций: SEO-специалист и маркетолог привлекают на сайт релевантных посетителей, а юзабилист конвертирует посетителей в клиентов и делает их лояльными пользователями веб-сайта.
Как говорится, всяк сверчок знай свой шесток.
Заметки блога по теме:
- Подробнее про специфику работы SEO-специалиста
- Как измерить уровень конверсии при помощи Google Analytics
Текст: Александр Сергеев, HumanoIT Group

О статье
- Автор статьи:
- Александр Сергеев.
- Статья была опубликована
- 24.1.2007
- в рубрике:
- Разное.
- Cтатью открыли 4,548 раз.
- Юзабилити - актуально. Поэтому
- Блог Guicci регулярно читают:
- [?]
- Axure. Урок 1: создаем глобальное меню сайта на закладках
- HTMLayout: Web 2.0 пришел на десктоп!
- Ищем php-программиста в Минске
- Google Analytics. Часть 6: Откровение для шареварщика
- Убеждающий дизайн или как из посетителя сделать покупателя
- Юзабилити как гормон роста социальной сети
- Итоги конференции "Usability и дизайн интерфейсов" в Минске
- GUI.RU - Хроники Юзабилити
- Juras Vetrau. Блог о веб-разработках
- О юзабилити веб интерфейсов
- Блог студии Turbomilk - графика для UI
- Микромаркетинг
- Записки шареварного маркетолога
- Блог о web-разработке и юзабилити
- Сообщество специалистов по юзабилити и user experience Беларуси
- ICQ: 368-980-583
- E-mail:
- Форма обратной связи


Самые популярные статьи
Реклама
Стоит также почитать
Контактная информация
Заказ
-
24.1.2007
Чушь пишете. SEO-специалист и маркетолог тоже ответственны за уровень конверсии: развлекательный трафик практически не конвертируется на сайте про мебель, какой бы там ни был крутой юзабилист. 8)
-
24.1.2007
Так а за что ответственен SEO-специалист, если развлекательный трафик на сайте про мебель не конвертируется? :)
-
24.1.2007
“Конверсия – совершение посетителем преодпределенного вами действия на веб-сайте (подписка на рассылку, заказ товара, просмотр страницы с контактами).”
Обычно, переход из интереса к действиям… уменя такое представлениеУровень конверсии я не измеряю. измеряю процент пользователей от общего числа посетителей. Считаю высшем пилотажем процентов 75-80%%
“Задача маркетолога и SEO-специалиста – уменьшить стоимость одного посещения, а задача юзабилиста – увеличить число конверсий. Общая бизнес-цель – повысить прибыль веб-сайта.”
т.е. увеличить процент конверсии при минимализации затрат“Число конверсий напрямую зависит от удобства веб-сайта, то есть от юзабилити как качества ПО.”
Совершенно верно!“Стоимость одного посещения находится под контролем маркетолога и SEO-специалиста.”
Здесь немного иначе: качество рекламного материала и минимализация стоимости рекламной кампании – задача маркетолога, а задача seoшника и юзабилиста (в идеале, они должны работать в паре над удобством для роботов и людей) увеличить качество контента + повысить юзабилити. -
24.1.2007
Александр Сергеев, отвечает за то, что нагнал туда паршивого трафика вместо целевых пользователей.
-
24.1.2007
Денис Иванов, так а что толку сайту от нецелевых посетителей?
-
24.1.2007
Александр Сергеев, ни малейшего. О том и речь.
Неверно, что задача маркетолога и SEO-специалиста — уменьшить стоимость одного посещения, а задача юзабилиста — увеличить число конверсий.
Маркетолог и SEO-специалист точно так же отвечают за конверсии. А тупое уменьшение стоимости одного посещения ни к чему хорошему не приведет.
-
25.1.2007
Денис Иванов,
да трафик на сайт должен быть как можно более релевантным.Поэтому я обновил формулу.
-
25.1.2007
О, теперь все стало хорошо. 8)
Если угодно, можно поудалять треп. -
25.1.2007
Я изначально подразумевал целевых.
-
25.1.2007
Вопрос к SEO-специалистам: улучшаете ли вы юзабилити веб-сайтов и если да, то как?
-
31.1.2007
Странный вопрос. Если я занимаюсь SEO, то почему не могу заниматься и юзабилити.
-
1.2.2007
Никто не запретит вам заниматься юзабилити. Однако качественный результат возможен только в том случае, если человек фокусируется в работе на одной специальности.
Тем более, в данном случае, к профессиональному SEO-специалисту и юзабилити-специалисту предъявляются совершенно разные требования, у них востребованы совершенно разные навыки, знания и умения.
Вы можете подробнее узнать про профессию юзабилити-специалиста в статье Дмитрия Сатина Профиль должности: Проектировщик пользовательских интерфейсов.
-
1.2.2007
Ссылка плохая. Запретить мне не запретят уж точно)
А я говорят могу в комплексе сайт до ума (конверсии) довести)
С вами сразу сказки дизайнеров вспоминаю, дизайн спасет мир и прочий бред. Набивают себе цену, а трафика и не нюхали, сами не знают зачем сайты нужны. Всех дизайнеров на картошку, года на три) -
1.2.2007
Ну рассмешили, спасибо :)
Только мы, юзабилисты, говорим не “трафик”, а “пользователь”. А точнее, персонаж, а точнее – вполней конкретный представитель какой -либо группы из всей целевой аудитории.
И я сомневаюсь, что SEO-специалисты, оперирующие понятием “трафик”, могут сделать сайт, удобный “пользователю”. Удобный поисковым системам – да, согласен, но удобным людям – извините, не встречал.
-
1.2.2007
Байка про юзабилиста и SEO-специалиста:
——————– start ——————–
Случился как-то в большом лесу пожар. А в лесу были тогда двое — слепой и безногий. Хромой не мог ходить, но был зрячим, а слепой мог бегать, но ничего не видел’. И они договорились так: слепой усадит хромого на плечи, а тот будет подсказывать, куда идти. Один видел, другой мог ходить — так они вдвоем стали одним полноценным человеком, выбрались из леса и спаслись от огня.
——————– end ——————– -
1.2.2007
Скажем для заработка на рекламе, нужен трафик, а не персонажи)
Одно ясно, вы не знаете кто такие seo и чем они занимаются. И по вашему если seo, то больше он ничего не понимает, и обязательно сделает сайт неудобным для пользователя) -
2.2.2007
jED, вы же читали саму заметку? Пригнать “траффик” на сайт – пол дела. Если посетитель не найдет товар, он его не купит.
-
2.2.2007
jED, я являюсь заказчиком SEO-услуг и соответственно знаю SEO в том объеме, в котором нужно для постановки задач на внутреннюю/внешнюю оптимизацию и контекстную рекламу.
Исполнитель дает мне детальный план каждого этапа оптимизации. Благодаря этому его работа прозрачна и, как следствие, я вижу какие задачи он выполняет, сколько времени они занимают и сколько стоит его труд. И следовательно я могу _управлять_ процессом.
Для многих SEO-специалистов я был бы не очень удобным заказчиком, так я знаю какие работы нужно провести, чтобы поднять сайт в serp и знаю сколько времени нужно на их выполнение. Поэтому для меня предложения типа “XXX-долларов, 1 месяц и ваш сайт на первом месте в serp” – что горох об стену )))
Я сторонник принципа – делегируй работу профессионалам. Времена универсалов в сфере IT – давно прошли.
Это касается и SEO-специалистов: они должны делегировать оценку юзабилити профессионалам, то есть юзабилистам.
-
2.2.2007
Какие продажи то? В Рунете рекламу продают.
“улучшаете ли вы юзабилити веб-сайтов и если да, то как?”
У меня вот встречный вопрос. Что именно в юзабильности сайта портит SEO?И SEO и юзабилити это работа над сайтом, а те кто работает с сайтом зовутся вебмастерами. Кто-то больше и грамотнее работает с сайтом, кто-то меньше.
Также интересно как вы процессом управляете, делегируя работу профессионалам)
Представляю, клиент заявляет “Вы работаете, я управляю!”)))“XXX-долларов, 1 месяц и ваш сайт на первом месте в serp”
Если к вам поступают такие предложения…соболезную) -
2.2.2007
>Скажем для заработка на рекламе, нужен трафик, а не персонажи)
Для прожади очень важно привести на сайт персонажей, то есть траффик. Почему персонажи – зачем сайтовладельцу нецелевая аудитория? Затем, что нецелевая расскажет об объекте продаж. Это ровно как + и -. Люди разные и люди общаются.
Поэтому каждый (каждый!) посетитель играет какую-то роль.
Одним из отличий рынка услуг – более жесткий прицел. То есть для заработка на той же рекламе нужно привести на сайт аудиторию, заинтересованной в этой рекламе.
Читаю Ваш блог, господин jED, кстати, в целом ничего, но Вы все ещё далеки от статуса “Эксперт”. Совершенствуйте свои знания и опыт.
>Одно ясно, вы не знаете кто такие seo и чем они занимаются. И по >вашему если seo, то больше он ничего не понимает, и обязательно >сделает сайт неудобным для пользователя)
Не все же. Но такие есть. Мне как-то раз уже seo-шники испортили сайт. На самом деле умный и толковый (я бы даже сказал эффективный seo-менеджер) никогда не испортит сайт, потому что вторая его обязанность, после того, как он привлек трафик на сайт, заставить его прогуляться по сайту или выполнить конкретный набор действий, а это достигается благодаря накопившемуся опыту и миллиарду новых идей, фишек, дырок, и, самое главное, экспериментов. -
2.2.2007
>То есть для заработка на той же рекламе нужно привести на сайт аудиторию, заинтересованной в этой рекламе.
Вы о контекстной рекламе слышали?
>Читаю Ваш блог, господин jED, кстати,
>в целом ничего, но Вы все ещё далеки от статуса “Эксперт”. >Совершенствуйте свои знания и опыт.Данный блог изначально не был ориентирован как экспертный, он скорее в роли моих закладок, скажем новостной, чем аналитический. На аналитику времени не хватает. Считаю что если постить статьи, то грамотно и в тему, а это займет много времени, тем более я не писатель, я наблюдатель и исследователь. Увидел, запомнил, обмозговал.
Но рад что мой блог пригодился не только мне)
А вы то простите, сами кто будете?)>Мне как-то раз уже seo-шники испортили сайт.
С удовольствием бы взглянул на сайт.
-
2.2.2007
Сегодня я сам себе FAQ)))
>А вы простите, сами кто будете?))
Руководитель поисково-информационного портала Рекрик в компании Revolution Group.
Только что с проектом? В чем проблема?
-
2.2.2007
2jED:
> Какие продажи то? В Рунете рекламу продают.
Вот именно – вы продаете (и делаете) людям рекламу, а бизнесу нужна и реклама и удобный веб-сайт.> И SEO и юзабилити это работа над сайтом, а те кто работает с сайтом > зовутся вебмастерами. Кто-то больше и грамотнее работает с сайтом, > кто-то меньше.
Я уже написал выше: SEO и юзабилити – совершенно разные практические дисциплины, а вы опять все в кучу мешаете и одной линейкой меряете: “круче-не круче” :)> Представляю, клиент заявляет “Вы работаете, я управляю!”)))
И что в этом такого? SEO-специалист – мой подрядчик. Я – управляю проектом. В проект входит и проектирование интерфейса и графический дизайн и программирование веб-сайта и администрирование веб-сайта и реклама. В рекламу входит и SEO и контекстная реклама и т.д (секрет :)
Как можно управлять процессом, если не знаешь из каких работ он состоит? Именно поэтому мне и пришлось (с большим интересом) войти в курс дела – чтобы узнать из чего состоит ваша (SEO-специалистов) работа.“У меня вот встречный вопрос. Что именно в юзабильности сайта портит SEO?”
У многих SEO-специалистов в услугах написано: “оценка удобства/юзабилити веб-сайта”. Насколько я понимаю, вы делаете экспертную оценку веб-сайта. Экспертная оценка в _моем_ понимании – это вот это. То есть это во-первых – определение пользовательских задач, и во-вторых, прогонка этих задач по сайту самим экспертом. По мере выполнения задач, эксперт находит проблемы и пути их решения.
Я сомневаюсь, что вы выясняете пользовательские задачи… Потому и спросил у вас: что за оценку вы делаете?ps. Да, конечно в нормальную экспертную оценку входит и проверка сайта по чек-листу. Например, по этому.
И напоследок цитата из статьи Влада Головача – Юзабили-тестирование по дешевке:
“В то же время экспертная оценка обладает и рядом недостатков:
…
Экспертная оценка обладает обманчивой легкостью, делающей ее особенно опасной в неопытных руках. Кажется, что она доступна любому. Печальная правда в том, что она потому и экспертная оценка, что выполнять ее может только эксперт и никто другой.
…”2Константин:
“Не все же. Но такие есть. Мне как-то раз уже seo-шники испортили сайт. На самом деле умный и толковый (я бы даже сказал эффективный seo-менеджер) никогда не испортит сайт, потому что вторая его обязанность, после того, как он привлек трафик на сайт, заставить его прогуляться по сайту или выполнить конкретный набор действий, а это достигается благодаря накопившемуся опыту и миллиарду новых идей, фишек, дырок, и, самое главное, экспериментов.”
Заставить человека прогуляться по сайту по-определенному маршруту – это обязанность юзабилити-специалиста, а не SEO-специалиста!!! Это ключевой момент :) Вот здесь про это подробнее написано. -
2.2.2007
Александр,
Ладно, устал быстро) Тяпница)
Вы знаете юзабилити, но не знаете SEO, я учусь(!) и тому и другому. Подробности о наших достижениях узнают из выпуска вечерних новостей)))
Разговор в духе воспевания каждым своей темы, имхо.
Но чем мешает SEO юзабильности я так и не понял…Всем хороших выходных! (у кого они будут)))
-
2.2.2007
jED,
спасибо за беседу в прямом эфире :)Приятных выходных и вам!
ps. Оценку юзабилити веб-сайта должны делать юзабилити-специалисты, а не SEO-специалисты, это их работа!
-
22.6.2007
Занимаюсь юзабилити года так с 2002-го. Наверное, я был в числе первых в Питере, кто прекратил баловаться с фотошопными эффектами и стал целенаправленно читать литературу, чтобы узнать, как же сайты работают.
Так вот, скажу я. Конечно, юзабилити важно. Никто не спорит. Классические цифры (величины потерь) от Нильсена и Forrester Research я тоже помню.
Но вот что я скажу: юзабилити в конверсии — не главное! Куда важнее роль копирайтера. И, если хотите, маркетера. Только не такого, который бюджеты осваивает, а такого, который напишет хорошие описания товаров и услуг, придумает продающие заголовки, поймет, какую информацию ищут для принятия решения и т.п.
Тексты, наполнение и структура влияют на продажи сильнее хорошего интерфейса или крутого дизайна.
-
23.6.2007
Согласен, но при условии, что человек-слово (копирайтер или маркетер) умеет писать (так чтобы покупалось). Хорошая статья на эту тему – http://alistapart.com/articles/whoneedsheadlines.
И, кстати, кто как не юзабилити-специалист может узнать язык покупателей и их потребности, и использовать это знание в том числе и для написания заголовков? Здесь под юзабилити-специалистом я понимаю психолога, который может толково проинтервьювировать покупателя, а не тех. специалиста, который рисует прототипы. Замечу вскользь, что часто эти роли совмещаются в одном лице, причем успешно :)
На Западе давно уже вместо термина юзабилити используют термин user experience.
“Good user experience is now common in the consumer space, and it’s the next domain of differentiation in the enterprise…” (http://www.microsoft.com/design/)
А мы в нашей компании HumanoIT Group пошли еще дальше :), мы создаем убеждающие интерфейсы. Надо продать товар, надо помочь пользователю найти его, потом увлечь его сочным, четким заголовком, далее снять страхи (гарантия на продукт, отзывы и рекомендации других людей), дать бонусы, скидки и т.д., то есть убедить его купить товар. А это чистой воды психология убеждения в теории или техника продаж на практике, конечно со спецификой человеко-компьютерного взаимодействия.
Пример убеждения из одного нашего проекта. Чтобы посмотреть полноразмерную фотографию пользователя (на сайте знакомств), нужно зарегистрироваться. Число регистраций после внесения этого изменения подскочило. Почему? Потому что простой принцип “ты мне – я тебе” был нарушен. Или часто просят человека зарегистрироваться, не показав и не рассказав ему про услугу. Нарушили принцип “вечером деньги, утром стулья”.
Интерфейс я опущу за скобки, ибо в большинстве Интернет-сайтов (в Интранете и в веб-приложениях – другое дело) интерфейса раз-два и обчелся. Вот вы сравните интерфейс Google Analytics/Google AdWords с интерфейсом корпоративного сайта-визитки или интернет-магазина. В первом случае – куча пользовательских задач, уникальных (нужно проводить исследование пользователей и потом юзабилити-тестирование). В другом – форма обратной связи и стандартные задачи (поиск товара, просмотр каталога, заказ товара, выписка корзины, сравнение товаров и т.д.), где уже все давной известно и запротоколировано.
Поговорим лучше про стандартные магазины. Дизайн – это первое впечатление, это очень важно. Это раз. Чтобы прочитать продающие заголовки, их нужно для начала заметить, быстро заметить. Это два (иначе вся работа копирайтера насмарку). То есть, дизайн должен быть эстетичным и два – контрастным.
А вообще, мои приоритеты в разработке магазина такие: 1) подходящий к теме магазина эстетичный и контрастный дизайн, 2) логичная ИА (навигация + названия пунктов меню + заголовки страниц), 3) продуманные маршруты по сайту, ведущие к кнопке заказа и далее к выписке корзины, 4) помощь в принятии решений на каждой стадии процедуры покупки (например, объяснение того, что дает регистрация клиента, четкие подписи в формах заказа товара, справочная информация о продуктах, статьи о том как выбрать тот или иной товар), 5) постоянное убеждение посетителя совершить покупку (снятие страхов платежа он-лайн, рекомендации от специалистов, отзывы других купивших, скидки, акции и т.д.).
То есть согласен с вами частично, кроме 1-го пункта :)
-
23.6.2007
Ох, Алексей, извините, так меня проперло, почти на целый экран… )
-
23.6.2007
Эх, да кто ж в этих магазинах отовариваться то будет? Откуда про них узнают? ;)
Добавьте ваш комментарий
XHTML: Вы можете использовать следующие тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>
О Проекте
Проектирование интерфейсов и юзабилити-тестирование в рамках компании HumanoIT Group очень увлекательное занятие, но иногда “забываешься” и уходишь с головой в работу… А тем временем в лабораториях известных университетов и компаний инженерные психологи, проектировщики взаимодействия, дизайнеры придумывают новые интерфейсы и формы взаимодействия человека и компьютера.
Читайте в этом блоге о новых тенденциях в красоте, удобстве и функциональности пользовательских интерфейсов.
С Уважением,
Александр Сергеев
Последние статьи
- 15.6 Sharepoint – a freakin’ glorified file server
- 10.6 Лучшие интранет-решения 2009 года (по версии Якоба Нильсена и co)
- 7.6 10 гуру нового мира по версии журнала Fortune
- 18.5 Количественная оценка качества e-commerce сайтов
- 4.3 Web 2.0 для е-commerce
- 3.3 Юзабилити как гормон роста социальной сети
- 2.3 Итоги конференции “Usability и дизайн интерфейсов” в Минске
- 22.9 Работа в HumanoIT Group. Вакансия дизайнера интерфейсов в Минске
- 11.7 Ищем php-программиста в Минске
- 6.4 Axure. Урок 1: создаем глобальное меню сайта на закладках
Рубрики
- Дизайн (9)
- Инновации (18)
- Инструменты (16)
- Интранет-решения (2)
- Новости (4)
- Психология (13)
- Разное (9)
- Юмор (6)
Комментариев: 29
Добавить комментарий | комментарии по RSS | trackback URL